, , . , , .

Иконникова С.Н. История культурологических теорий - файл 1.

Летней школы по вторичным моделирующим системам, 17 — 24 авг. В этнографии и социологии после работ Леви-Строса утвердилось определение культуры как системы дополнительных ограничений, накладываемых на естественное поведение человека. Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр.

С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения. Однако такое отождествление объясняет далеко не все.

После работ Леви-Стросса культура стала пониматься как система Лотман Ю.М. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры .

Статьи по семиотике культуры и искусства-Юрий Лотман. Электронная библиотека, книги всех жанров Реклама: Статьи по семиотике культуры и искусства-Юрий Лотман К сожалению бесплатное скачивание и чтение книг на нашем сайт больше не доступно. С каждым днем все сложнее и сложнее содержать подобного рода сайты, ежедневно нам поступают сотни жалоб от правообладателей и обрабатывать их в ручном режиме становится очень проблематично, поэтому мы приняли решение ограничить доступ ко всем произведениям, дабы все правообладатели остались довольны.

Мир искусств Книга Ю. Лотмана , выдающегося филолога и культуролога, основателя Тартуско-московской семиотической школы, включает статьи, в которых иллюстрируется концепция культуры как текста, принесшая ученому всемирную известность. Конкретные объекты, такие как искусство, общество, индивидуальное и коллективное поведение рассматриваются здесь как тексты, действующие внутри сложного семиотического организма - культуры.

Ему и страшно, и стыдно как из-за полученной двойки (о ней могут узнать родители), так и из-за того, В статье “О семиотике понятий «стыд» и « страх» в механизме культуры” Ю. М. Лотман четко разграничивает две эмоции на.

Цель ридера - указать на включение разнообразных текстовых объектов культуры в анализ, предполагающий выход за пределы традиционного филологического подхода. Естественность обращения известных филологов к вопросам семиотики и истории культуры, философии, психологии во многом обусловлена современным состоянием гуманитарных исследований, находящихся в поле интенсивного интертекстуального взаимодействия. Филологический объект — текст — представлен в избранных для ридера статьях традиционным художественным текстом, текстом массмедиа и, много шире - текстом культурных объектов.

Кроме того, филологический метод в его герменевтическом или семиотическом проявлении оказывается распространенным на области гуманитаристики в целом. Ридер снабжен введением, краткими комментариями к текстам и вопросами для самостоятельной работы студентов. В качестве примера отметим структурализм и семиотику методологическим основанием которых стала лингвистика , захвативших науку в середине века и претендующих на статус последнего универсального научного метода. В настоящее время дисциплины, по тем или иным параметрам сопредельные филологии, настолько разнообразны, что с трудом поддаются каталогизации.

Так, философско-литературная герменевтика и философия языка активно обращаются к онтологическим аспектам текста. Спектр дисциплин, так или иначе включающих вопрос о процессах понимания текста и его смысле, варьируется от герменевтики до структурализма и деконструктивизма.

Ю.М.ЛОТМАН Семиосфера. Культура и взрыв

Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр. С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения. Однако такое отождествление объясняет далеко не все.

Однако и крестьянский мир внутри себя организуется стыдом.

ЮРИЙ ЛОТМАН И СОЦИАЛЬНАЯ СЕМИОТИКА: К ПОСТАНОВКЕ Ключевые слова: социальная семиотика, семиотика культуры, Ю. Лотман, М. Хэллидей, Воз- никают такие регуляторы поведения, как стыд, страх, честь.

Асемантический и асинтаксический тип Успенскому от 19 марта г. Работы в этой области, составившие настоящий том, принесли ученому мировую известность. Книга окажется полезной для студентов и педагогов, историков культуры и словесников, для всех, кто изучает глубинные явления культуры.

Ю.М. Лотман - Сборник работ (Язык. Семиотика. Культура) - 1994

Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр. С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения.

Корнилов М. Н. «Культура стыда» и «культура вины» в Японии и на Лотман Ю. М. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры .

Юрий Лотман - Статьи по семиотике культуры и искусства 3. Выделение в коллективе группы, организуемой стыдом, и группы, организуемой страхом, совпадает с делением"мы - они". Характер ограничений, накладываемых на"нас" и на"них", в этом смысле глубоко отличен. Культурное"мы" - это коллектив, внутри которого действуют нормы стыда и чести. Страх и принуждение определяют наше отношение к"другим". Возникновение обычая дуэли, полковых судов чести в дворянской среде, студенческого общественного мнения отказ подавать руку , писательских судов, врачебных судов в разночинной среде, стремление внутри"своей" среды руководствоваться этими нормами и не прибегать к услугам суда, закона, полиции, государства - свидетельства различных типов стремления применять внутри"своего" коллектива нормы стыда, а не страха.

Именно в этой области классовые характеристики культуры проявляются особенно резко: Однако и крестьянский мир внутри себя организуется стыдом. По отношению к барину допустимы действия, которые внутри крестьянского мира считаются стыдными.

Ю. Лотман."Избранные статьи" / Ю.М.Лотман ТОМ Статьи по семиотике / ЧастьСтатьи по семиотике культуры и искусства (2)

В этнографии и социологии после работ Леви-Строса утвердилось определение культуры как системы дополнительных ограничений, накладываемых на естественное поведение человека. Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр. С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области:

Анализ регулятивов стыд, страх, вина предприняли Ю.М. Лотман, И.С. Противоположность культуры стыда и культуры вины стало предметом Лотман Ю.М. К семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры.

И сонмы кипели безмолвной толпы. Я много узнал мне неведомых лиц, Зрел тварей волшебных, таинственных птиц, По высям творенья, как Бог, я шагал, И мир подо мною недвижный сиял. Но все грезы насквозь, как волшебника вой, Мне слышался грохот пучины морской, И в тихую область видений и снов Врывалася пена ревущих валов1. Поскольку в основе текста, видимо, лежит реальное переживание — воспоминание о четырехдневной буре в сентябре г.

В стихотворении выделены два компонента душевного состояния автора: Последний — отмечен неожиданным включением в амфибрахический текст анапестических строк: Глаза его читали, Но мысли были далеко; Мечты, желания, печали Теснились в душу глубоко.

Ю.М.Лотман

Стеклянная архитектура также тесно связана со всей эстетикой прозрачности, транспарантности. Эта связь новой архитектуры с растительным царством вызывала удивление у Вальтера Беньямина: Странно сознавать, что пассаж, так же как и этот мир, связан своим происхождением с миром растений".

Посвятив беседы русскому быту и культуре XVIII — начала XIX столетия, мы .. Стыд же — один из наиболее мощных психологических рычагов культуры . . а также другие сотрудники лабораторий семиотики и истории русско этом ими двигало не только чувство страха перед.

В первом речь идет о совпадении и наличии всех трех типов значений, и примером может быть любой из широкого круга текстов, например волшебная сказка, исполняемая в той аудитории, в которой еще живо непосредственное восприятие фольклора. Здесь наличествует определенное языковое сообщение, которое, для того чтобы стать текстом, требует определенной дополнительной выраженности, а тексту присуща некоторая, только им обслуживаемая, культурная функция.

Чтобы выполнить текстовую функцию, сообщение должно деритуализоваться от прежде обязательных признаков текста. Так, в определенные моменты например, в русской литературе после Гоголя художественный текст, для того чтобы восприниматься как искусство, должен был быть не поэзией текст с выраженными признаками отличия от нехудожественной речи , а прозой, в которой это отличие выражено нулевым показателем. Условием высокой семиотичности текста в этом случае становится выведение его из привычных норм семиотичности и внешняя десемиотизация.

Там, где функцию текста могут выполнить лишь сообщения без текстовой выраженности, ритуализованные тексты теряют способность выполнять функцию, для которой предназначены: Текст не содержит в себе общеязыкового сообщения. Противоположным будет случай, когда непонятное и незначительное субтекстовое сообщение не может стать текстом, то есть получить смысл культурной ценности. Так, например, культурную функцию некоторого текста можно выполнить, только будучи другим текстом. Возможность отделения функции от текста подводит нас к выводу о том, что описание культуры как некоторого набора текстов не всегда обеспечивает необходимую полноту.

Однако более детальное рассмотрение вопроса может потребовать большей осторожности: История науки знает многие случаи, когда научные идеи, именно в силу мощности своего воздействия, превращались в тормоз науки, поскольку начинали обслуживать ненаучную функцию, превращаясь для части коллектива в религию. Широко известно, что распространение медицинских знаний среди населения приносит, в определенных условиях, вред медицине, приписывая ненаучному тексту собственное мнение больного функцию научного.

Юрий Лотман - Статьи по семиотике культуры и искусства

В этнографии и социологии после работ Леви-Строса утвердилось определение культуры как системы дополнительных ограничений, накладываемых на естественное поведение человека. Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр.

С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения. Однако такое отождествление объясняет далеко не все. Именно в этой области классовые характеристики культуры проявляются особенно резко:

V. Vinogradova, G. Vinokura / Usporadal Jurij Lotman]. Praha, О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры // Там же. С. 98–

для -адреса За дополнительной информацией обращайтесь по адресу .

Б.Ф. Егоров: О кафедре в Тарту, обыске у Лотмана и «марксистской семиотике»

Posted on / 0 / Categories Без рубрики

Post Author:

Жизнь без страха не только возможна, а абсолютно реальна! Узнай как полностью избавиться от страха, кликни тут!